30 марта `17, в 14:34
Интервью Week & Star с Ольгой Свибловой

Интервью Week & Star с Ольгой Свибловой

Фотография сегодня переживает настоящий бум! И дело не только в Instagram. Фотографии выставляют в лучших музеях, а некоторые работы стоят гораздо дороже картин современных художников. В чем секрет? Мы пригласили в студию шоу Week & Star известного искусствоведа, директора Мультимедиа Арт Музея Ольгу Свиблову. Она рассказала ведущему Александру Генерозову, как научиться понимать современное искусство и что происходит сегодня с фотографией. Читай интервью с Ольгой Свибловой, которая входит в число 100 самых влиятельных людей в мире искусства!

W&S: Добрый вечер, Ольга, и привет всем, кто сейчас нас слышит!

Ольга: Привет Европа Плюс и замечательная аудитория моего любимого музыкального радио!

W&S: За окном весна, год нечётный, а значит в ММАМ в разгаре биеннале «Мода и стиль в фотографии» На что обратите наше внимание?

Ольга: Итак, на кого мы сразу обратим внимание: Гарик Сукачёв, великолепный Михаил Ефремов и фантастический фотограф Игорь Верещагин. Кстати, его выставку о российских рок-звёздах просто необходимо посмотреть в рамках биеннале на Тверском Бульваре дом 9.

 

W&S: Ну Верещагин, Сукачёв и Ефремов это, конечно же, не вся биеннале. Что ещё интересного?

Ольга: Два дня назад мы традиционно открыли — уже 14 лет показываем  знаменитые календари Pirelli! Кстати, сначала я познакомилась именно с календарями Pirelli, и уже позже с шинами и остальной их продукцией. На протяжении 50 лет эта компания выбирает лучших, самых звёздных фотографов и даёт им уникальный шанс быть абсолютно свободными в представлении своего видения женщины. Например, Питер Линдберг. Галерея Gagosian, расположенная на вершине художественной пирамиды, работает с художниками, которые стоят миллионы долларов. Так вот, сейчас она работает с Питером!

W&S: Ольга, а как произошло, что такая утилитарная вещь как календарь стала настоящим культурным событием?

Ольга: Подождите! Во-первых, календари Pirelli никогда не были утилитарной вещью. Это одни из лучших изданий. Мы же ценим книги и журналы, несмотря на то, что печатная пресса уходит, а на смену ей приходит электронная. И художественная книга по-прежнему остается лучшим подарком! Так и здесь. Календари Pirelli это абсолютный художественный раритет.

 

Публикация от Pirelli (@pirelli)

 

W&S: Ольга, я слышал, что Питер уже участвовал в съёмках для этого календаря?

Ольга: Только немногие звёзды, такие как Хельмут Ньютон, Ричард Аведон, Патрик Демаршелье и Энни Лейбовиц были приглашены более одного раза для работы над календарем Pirelli. Для Питера Линдберга это уже третье участие в проекте, и это замечательная серия. Питера мы показывали много раз. Для нас это особая радость, ведь мы открыли нашу биеннале «Мода и стиль в фотографии» именно Питером Линдбергом! Нет серьезного глянцевого издания, которое не публиковало бы фотографии Линдберга! В 80-е годы он совершил настоящую революцию. Он хотел освободить женщину от оков. Коко Шанель освободила женщину от корсета и цветочной кадки на голове. Ушли эти страшные шляпы, которые надо было носить, тренируя мускулы шеи, и корсеты, в которых нельзя было дышать. Но самое лучшее освобождение для женщины  от грима, от косметики, от всех стереотипов, которые нам с детства навязывает глянцевая пресса. Вот эту революцию в начале 80-х начинает Питер Линдберг, показывая, что женщина прекрасна в своей естественности, и что на самом деле мы выглядим так, как проживаем каждый день. В этом году он выбрал 14 героинь. Их имена говорят сами за себя: Николь Кидман, Шарлотта Рэмплинг, Хелен Миррен, Ума Турман, Пенелопа Крус, Кейт Уинслет, Джулианна Мур, Джессика Честейн и многие другие. Нужно заслужить право снимать этих актрис, которые контролируют свой имидж и на экране, и в  жизни. Их задача — скрыться от камеры, потому что имидж  их жизнь. А он добивается того, чтобы снять их естественными. Это портреты, на которых мы видим их морщины, их взгляд. Он отвлекает нас от морщин, ведь для того, чтобы стать потрясающей актрисой недостаточно обладать всего лишь фотогеничной внешностью!

 

W&S: Ольга, раньше личные фотографии в каждой семье любовно собирались по альбомам, и даже у брутальных мужиков был дембельский альбом. А сейчас фотографий тысячи, но они легко могут потеряться при смене смартфона или пароля. Это нивелирует ценность фотографии?

Ольга: Ценность фотографии ничто не может нивелировать. Фотография всегда была искусством. К счастью, сегодня не надо подтверждать лозунг Родченко: «Фотография  это искусство». В снимках есть ещё и магическая сторона. Даже когда мы говорим о ретуши, которая родилась практически вместе с фотографией, снимок  это документ. А документальность очень важна. Сегодня мы смотрим инстаграмы и общаемся друг с другом с помощью фотографий. Наши слова сократились до Твиттера. Глаз — это вынутый мозг. Мы видим то, что знаем и знаем то, что видим. Это важно. Но, если в какой-то момент не печатать фотографии, всё это может исчезнуть. Мы видим, как уходит память. И поэтому всем даю один совет  печатайте!

W&S: Ольга, ну хорошо, убедили! Распечатаем, а какой формат для домашнего альбома наиболее оптимален, ну не 9х12 же?

Ольга: Оптимально то, что выбрал человек. Сегодня, при нынешнем качестве принтеров, даже фотографию в половинку листа А4 при нынешнем качестве принтров можно «вытянуть»!

W&S: Время для блица! Ольга, вы пробовали себя как фотограф? 

Ольга: Я бесконечно много снимаю. Сегодня на смартфон, раньше на камеры…

 

W&S: В музыкальной среде есть термин «One-Hit-Wonder» для профессиональных музыкантов, которые прославились одной песней. Есть ли же подобное среди фотографов? Из серии — одно фото, но какое!

Ольга: Да, конечно. По сути, у каждого большого фотографа есть такая особая фотография. Ну вот, например, Халдей (сейчас мы готовим его ретроспективу). Мы ведь знаем, главным образом, его работу «Флаг над Берлином».

W&S: В живописи есть движение, которое порой принимают за жульничество - абстрактный экспрессионизм. У фотографов всё чуточку понятней, не так ли?

Ольга: Нет, потому что фотография бывает разная. И иногда она оказывается ведущим медиа. Мы не можем представить сюрреализм без фотограмм Мана Рея.

W&S: Акционизм — явление которое так хорошо кормит журналистов  тоже искусство?

Ольга: Конечно, венский акционизм  это движение, которое очень привязано к истории и очень объяснимое с  точки зрения той ситуации, которая возникает в послевоенной Вене.

W&S: Художники, скульпторы, музыканты, писатели упорно трудятся, оттачивают мастерство. Может ли фотограф быть гениальным лодырем, который просто знает когда и где нажать спуск затвора?

Ольга: Нет. Если мы говорим о большой звезде, то в искусстве лодырей не бывает. Я очень люблю «Оду Лени» Державина. Иногда полезно лениться, но это по соотношению с работой  меньше пикселя. Всё остальное время, даже когда ты ленишься, работает твоё бессознательное. Если мы, конечно, говорим о большом художнике.

 

W&S: Если бы у вас была Машина Времени, куда бы вы на ней отправились?

Ольга: Я не хочу в прошлое, я хочу только в будущее!

W&S: Ольга, представим, что человек первый раз на выставке. Надо ли готовиться к ней, изучать специальную литературу? Или достаточно прийти и просто воспринимать то, что видишь.

Ольга: Я думаю, когда человек оказывается в музее в первый раз, он всё равно общается с произведениями искусства только через свой опыт. Встреча с произведением искусства  это твоё зеркало. Поэтому нельзя судить искусство. Каждый судит в меру своей испорченности.

 

W&S: А сколько надо смотреть за один раз?

Ольга: Я против того, чтобы делать какие-то тайминговые рекомендации   сколько, где, когда смотреть. Иногда у меня есть силы и я могу пролететь огромный музей, а иногда бывает состояние, когда останавливаешься перед одной работой и никто тебя не сдвинет с места. Мне кажется, искусство удивительный инструмент, который дает возможность себя услышать. Поэтому не надо думать о том сколько ты посмотришь, главное, чтобы это приносило удовольствие!

W&S: Ольга, как насчет такого мнения: «Все фото есть в сети, зачем идти и платить деньги? Только ради тусовки и чекина на статусном событии?»

Ольга: Совсем нет! Отдельная фотография в сети и выставка  это совершенно разные вещи. Мы бесконечно делаем пробы, пытаясь понять как лучше выстроить ее. Мы одеваем наши фотографии в разные одежды. Это может быть углублённая рама, белая, рама из естественного дерева, чёрная. И с каждой из них всё меняется!

W&S: У каждого из нас есть смартфон, им реально создать арт-объекты?

Ольга: Да, реально! Более того, всё так быстро развивается. В  лучших смартфонах стоят камеры, которые не уступают фототехнике. Исключение составляет разве что Leica, которая ни с чем не сравнима. Смартфон даёт особую эстетику и меняет наш взгляд на вещи.

 

W&S: Инстаграм  это своего рода персональная выставка и та самая минута славы. Есть известный блогер Настасья Самбурская, у которой 8,5 миллионов подписчиков. Получается, что она популярнее многих художников?

Ольга: Интернет живёт рейтингом. У рейтинга нет плюса и нет минуса. Это подсчёт кликов. И это замечательно, что появилась такая горизонтальная сфера, где каждый может показать, что он умеет делать. Я думаю, что искусство, будет развиваться в интернете. И это как раз наше стратегическое направление. Мы будем делать большую международную конференцию на эту тему осенью. Сейчас появилась удивительная вещь. На рынок вышло доменное имя «.art». Это вообще меняет всё.  Мы ведь воспринимаем что-то как искусство, когда есть метка. Мы идём по улице и видим  вот город загажен какими-то надписями. И вдруг нам говорят: «Знаете, это выставка стрит-арта». И мы на те же самые надписи начинаем смотреть по-другому и начинаем видеть в них смысл. Этот домен с какой-то невероятной скоростью вышел на рынок. Коммуникация ушла в интернет, и искусство ушло туда же.

 

W&S: 14 марта сообщил о завершении карьеры легендарный фотограф Ник Ут, автор убийственных по силе военных фотографий, в том числе и «Напалмовой Девочки» во Вьетнаме. Правда потом он снимал и Пэрис Хилтон и прочих селебрити. Как вы оцениваете его судьбу и творчество?

Ольга: Вы же задавали мне вопрос: «Бывают ли фотографы одной фотографии?!». Это как раз такой случай. Я думаю, что эта фотография, которая потрясла весь мир и стала таким же символом как «Горе» Бальтерманца. И так случается, что гениальная работа затмила художника. Так бывает, что мы иногда становимся легендами при жизни, благодаря чему-то, что создали, и потом это с одной стороны помогает найти новые заказы, а с другой, безусловно, мешает, потому что очень трудно самому жить с этим.

W&S: «Warner Bros» решили переснять «Матрицу», без участия братьев (сестер) Вачовски. Фанаты переполнены негодованием, критики скепсисом, как такая идея вам, Ольга? «Матрица» выше стандартного голливудского киноаттракциона?  

Ольга: Конечно, я смотрела первую «Матрицу». Ну, а что касается идеи ее переснять, думаю, время покажет. Сделают талантливо  будет ещё одна «Матрица», а сделают бездарно — все быстро о ней забудут.

W&S: Ричард Макларен, который яростно обвинял наш спорт в государственно поддерживаемом допинге, признал свою неправоту во многих обвинениях. Просто взял и признал! Просто забрал у «чистых» спортсменов шанс на олимпийское золото, а потом извинился! В мире искусства может и похлеще бывает, скажите, Ольга?

Ольга: Бывает! Меня шокировала ситуация с допингом. Безусловно, я как взрослый человек могу допустить, что такая читуация могла быть. Но очень много факторов, к сожалению, субъективных, объективных и геополитических, как в спорте, так и в искусстве!

W&S: Возвращаясь к календарю Pirelli. Кто в нем заинтересован больше — модели или фотограф?

Ольга: Отличный вопрос! Работая с известным фотографом герои получают замечательные гонорары.

W&S: Даже так?

Ольга: Я думаю, в случае с календарём Pirelli каждый получает что-то своё. Понимаете, это как арт-хаус и голливудские фильмы.

W&S: Календари Pirelli запомнились нам в том числе и тем, что звёзды на его страницах зачастую в обнажённом виде. И теперь этого, получается, нет? Это своеобразный тренд?

Ольга: Я могу сказать, что где-то обнажённая натура есть, а где-то её и нет. Мы 14 лет показываем разные календари Pirelli. Никаких правил здесь нет!

 

W&S: То есть это слегка мифологизировано?

Ольга: Абсолютная мифология! Надо понимать, что календарь Pirelli не поступает в прямую продажу, он предназначен для элиты. Его дарят как драгоценный подарок. Это издание, которое стоит миллионы!

W&S: Каким тиражом он выходит?

Ольга: Я вам не отвечу на этот вопрос, но это очень лимитированные тиражи!

W&S: Ольга, спасибо огромное, что нашли возможность к нам зайти!  Приходите обязательно ещё! Самых ярких и удачных вам проектов!

Европа Плюс
Больше Хитов! Больше Музыки!
Прямой эфир
Громкость
Другие станции
Европа Плюс
Перейти на сайт
Сейчас в эфире:
...
...
Другие станции
Основной эфир
Европа Плюс
 
 
Высокое качество
TOP 40
Европа Плюс / TOP 40
 
 
Party
Европа Плюс / Party
 
 
LIGHT
Европа Плюс / LIGHT
 
 
NEW
Европа Плюс / NEW
 
 
R&B
Европа Плюс / R&B
 
 
Акустика
Европа Плюс / Акустика
 
 
ResiDANCE
Европа Плюс / ResiDANCE
 
 
Основной эфир
Радио 7 на семи холмах
 
 
Высокое качество
Настроение любить
Радио 7 на семи холмах / Настроение любить
 
 
Настроение счастья
Радио 7 на семи холмах / Настроение счастья
 
 
Наедине с музыкой
Радио 7 на семи холмах / Наедине с музыкой
 
 
Основной эфир
Дорожное Радио
 
 
Высокое качество
Танцы по-русски
Дорожное Радио / Танцы по-русски
 
 
Рок-клуб
Дорожное Радио / Рок-клуб
 
 
Ностальгия
Дорожное Радио / Ностальгия
 
 
Основной эфир
Новое радио
 
 
Основной эфир
Ретро FM
 
 
Высокое качество
Ретро FM 70e
Ретро FM / Ретро FM 70e
 
 
Ретро FM 80e
Ретро FM / Ретро FM 80e
 
 
Ретро FM 90e
Ретро FM / Ретро FM 90e
 
 
Вечеринка Ретро FM
Ретро FM / Вечеринка Ретро FM
 
 
Ретро FM Сан-Ремо
Ретро FM / Ретро FM Сан-Ремо
 
 
Основной эфир
Спорт FM
 
 
Высокое качество
Основной эфир
Эльдорадио
 
 
Кекс
Дорожное Радио / Кекс
 
 
Свежее
Европа Плюс / Свежее