13 марта `17, в 23:00
Интервью Week & Star с Дмитрием Коганом

Интервью Week & Star с Дмитрием Коганом

Скрипка один из самых древних и в тоже время один из самых актуальных классических музыкальных инструментов, а люди, которые владеют искусством скрипичной игры всегда в фокусе внимания. На этот раз в гостях у шоу Week & Star оказался известный скрипач Дмитрий Коган. Он с удовольствием рассказал, как впервые взял в руки скрипку, а также порассуждал на тему того, как классическая музыка выживает в эпоху соцсетей. 

 

W&S: Привет тебе, Дмитрий, и доброго вечера всем, кто с нами сейчас!

Дмитрий: Привет, Александр, доброго вечера всем!

W&S: Дмитрий, я однажды прочёл, что скрипка, по сути, звукоподражательный инструмент. Она имитирует голоса птиц, зверей, человеческий голос. А на твой взгляд, в чём её сила?

Дмитрий: Да, скрипка инструмент, чей тембр наиболее приближен к человеческому голосу, к тенору, сопрано, меццо-сопрано. Поэтому, наверное,  да, это самый певучий инструмент, самый близкий к человеческой природе.

W&S: Слово уикенд содержится в названии нашего шоу, как ты провёл конец недели, что на повестке ближайших дней?

Дмитрий: Уикенд я провёл в дождливой Москве, хотя дождь - это весна, уже радует. А завтра начинаю тур с проектом «Легенда о Валентине», это будет премьера, ведь завтра юбилей Валентины Терешковой, и проект посвящён именно ей.

W&S: Она любительница скрипичной музыки?

Дмитрий: В последнее время очень сильно увлеклась, когда мы близко сдружились с ней.

W&S: Что будет звучать у вас?

Дмитрий: О, множество классических произведений, а самое главное будет немой фильм о её жизни, о вехах на пути первого космонавта-женщины. И вот этот фильм будет совмещён с моим концертом с оркестром.

W&S: А где это всё пройдёт?

Дмитрий: Завтра в Доме Пашкова, затем в Лондоне, 19 марта в Доме Музыки и так далее. Большой будет тур. Завтра премьера, чуть волнуюсь, так как у меня нет опыта выступления в больших мультимедийных проектах. Но я надеюсь, что всем понравится и проект будет интересен для зрителей!

 

W&S: Дмитрий, я прочёл, что в десять лет ты давал концерт с симфоническим оркестром, страшно было?

Дмитрий: Да, очень! С годами, конечно, стёрлось, но до сих пор помню тот леденящий ужас.

W&S: Дмитрий, а почему скрипка, ведь в семье и дирижёры и пианисты, дед вдохновил?

Дмитрий: Ну, деда я, к сожалению, не могу сказать, что помню. Мне было всего 4 года, а к скрипке тянуло с самого раннего детства. Правда, после первого урока с педагогом тянуть перестало, но потом всё нормализовалось!

W&S: То есть обязательно приходится себя заставляеть, проявлять упорство?

Дмитрий: Это неотъемлемая часть жизни, я и сейчас не очень хочу, порой, брать скрипку в руки, но приходится, если есть концерт. Просто понимаешь, что это профессия, и по-другому относиться к этому невозможно! Мы же в некотором роде спортсмены, мы должны тренировать аппарат, руки, мышцы, вот и тренируем!

W&S: Есть 24 Каприса Паганини, которые считались долгое время неисполнимыми, а ты их исполнил. Неужели настолько сложны?

Дмитрий: Ну они считались, да, неисполнимыми, ещё 100 лет назад, потом потихонечку научились.

W&S: То есть сам Никколо их исполнял, а потом…

Дмитрий: А вот факта нет. Есть информация, что он их написал на бумаге, а что исполнял – нет. Может он написал их для будущих поколений… Ну как великая теорема Ферма, вот возьмите и докажите. Может быть и так. Но в последние лет 40-50 всё-таки появляются единицы скрипачей, которые играют весь цикл каприсов. Мне кажется, там есть один секрет, по крайней мере, я его на своём опыте прочувствовал, они совершенно не удаются, если их играть по одному, но получаются, если играть все вместе. Вот это очень странно.

 

W&S: Дмитрий, сто посоветуешь людям, которые никогда не слушали классической музыки? С чего им начать?

Дмитрий: Во-первых, я думаю, что нет человека, который не слышал шедевры классики, потому что у каждого есть мобильный телефон, и из него звучат шедевры Вивальди, Моцарта, Чайковского. Просто послушайте это в полном объёме, в большом зале, с оркестром! 

W&S: А если симфонии, то с чего тут? С Бетховена? Он тяжёл в восприятии?

Дмитрий: Для кого как, для меня – нет.

W&S: Ну ты – классический музыкант. Ну а оперы – может с Верди начинать?

Дмитрий: Да необязательно Верди, тот же Моцарт – «Женитьба Фигаро». Нет человека, который те или иные мотивы из неё не слышал. Просто он не знает, откуда эта музыка.

 

W&S: А вообще, для неподготовленного человека, сколько времени нужно, чтобы прослушать большое произведение? Часа полтора?

Дмитрий: Все симфонии Густава Маллера? Или только №8? Для неподготовленного читателя, наверное, сложно, если первой или второй его книгой был труд, скажем, Шопенгауэра или Ницше.

W&S: Время для блица: короткие вопросы, ну а ответы в любом формате! На чём играете кроме скрипки?

Дмитрий: Слава Богу, ни на чём. Я сторонник того, чтобы что-то одно делать, но хорошо.

W&S: Играл ли ты на электронных скрипках? Каковы ощущения?

Дмитрий: Пробовал, концерты не играл, очень странное ощущение. Ощущение того, что это не моё.

W&S: Рост, длина рук или пальцев, вес, комплекция – это весомые гирьки на весах успеха скрипача?

Дмитрий: Нет, невесомые, всё индивидуально.

W&S: А если с ними не повезло, может ли всё перевесить одна - «трудолюбие»?

Дмитрий: Ну трудолюбие тоже не всё, ещё должна быть гирька «талант», без неё никак.

W&S: «Собачий вальс» без труда сможет наиграть после пары часов работы у фортепьяно, пожалуй, человек любого возраста! Есть ли подобная композиция, справедливая для скрипки? Чижик-пыжик?

Дмитрий: Нет, скрипка – инструмент, который не издаёт так называемый «конкретный» звук, вот в фортепиано любой может подойти и нажать клавишу, и она зазвучит. А на скрипке, прежде чем издать членораздельный звук, а не скрип, нужен год или два усиленных тренировок.

W&S: В один день с тобой, 27 октября родились такие люди, как актёр Николай Караченцов, комментатор Виктор Гусев, музыкант, саксофонист Игорь Бутман и скрипачка Ванесса Мэй. Кого бы пригласил к себе на день рождения? При этом предположим, что ещё один именинник - этого дня Никколо Паганини всегда мысленно с тобой!  

Дмитрий: Вот Никколо Паганини, это конечно, ориентир на все времена. И то, что я с ним в один день родился, это большая ответственность. Я, кстати, не сразу узнал, что я рождён с ним в один день, потом открыл какую-то монографию и сопоставил.

W&S: Творческие люди, в частности музыканты, зачастую суеверны, мнительны и подчас склонны к иррациональному восприятию действительности. Это плата за чувствительность?

Дмитрий: Как вот говорил тот же Паганини: «Нужно сильно чувствовать, чтобы почувствовали другие». Я считаю, что любое творчество не может существовать, если оно не пропущено полностью через себя. Если музыкант не испытывает в тысячу раз большие эмоции, чем простой человек, то его творчество бессмысленно. Сейчас очень много людей, которые хорошо овладели инструментом, однако, при этом внутри себя они остаются ремесленниками.

W&S: Мы привыкли воспринимать классическую музыку как нечто уже когда-то свершившееся, написанное. Тем не менее, ежегодно появляются тысячи молодых музыкантов, композиторов. Они пишут интересную музыку?

Дмитрий: Пишется много, это да. Попадаются, конечно, и интересные произведения. Некоторые заканчивают консерваторию и не работают по профессии, я имею в виду, они не пишут классические произведения. А так, аранжировки, реклама для телевидения. Что же касается развития классической музыки в будущем – я, честно сказать, не знаю. Столько всего великого написано, и, наверное, всё, что возможно. Главное, на мой взгляд, чтобы развитие классической музыки не строилось по принципу «к шедеврам Баха мы будем что-нибудь прикручивать, к операм Моцарта приклеивать» и так далее. Самое опасное - это бесплодие у художника – у композитора, скульптора, когда не получается создать что-то своё. Не нужно дорабатывать чужие творения.

 

W&S: Дмитрий, а давай по матчасти пройдёмся. Скрипичные струны, каких только мифов не ходило о том, из чего они сделаны. Так из чего же?

Дмитрий: Из современных материалов, из посеребрённого перлона, бывает, позолоченного, из стали, есть даже золотые струны, с глубокой позолотой. Раньше были из жил.

W&S: А вот старые мастера, мы все знаем триаду Амати-Страдивари-Гварнери, неужели в их инструментах действительно есть магия, и их невозможно повторить?

Дмитрий: Ну вот в Италии есть город Кремона, между Миланом и Венецией. Это скрипичная Мекка, в ней жили и работали все вышеозначенные мастера, их ученики, последователи. Даже в современной Кремоне, а я там часто бываю, мастера не понимают, как три века назад были сделаны такие шедевры! Вроде бы делают всё тоже самое, но это все равно не шедевр!

W&S: То есть ты хочешь сказать, что, если устроить слепое прослушивание старого и современного инструмента, скрипки, альта, виолончели, то скрипач услышит голоса старых мастеров?

Дмитрий: Если это великий инструмент  – то да, конечно!

W&S: Ну а всё-таки, если не старые мастера, то кто из современных делает более-менее хорошие инструменты?

Дмитрий: Ну вот, кстати, самые значимые скрипки после великой Кремоны XVII-XVIII века, были произведены в начале XX века, тоже в Италии, Кремоне. Те же самые Фиорини, Полластри. Это был такой серебряный век в развитии скрипок, а потом опять ничего выдающегося. Это, конечно, моё субъективное мнение. 

W&S: В Америке завершилась, ну а у нас началась неделя с главного мирового кинособытия, премии «Оскар». И тут, конечно, не без его величества скандала - номинация за лучший фильм ушла сначала «Ла-Ла-Ленду» но, как оказалось, по ошибке, и статуэтку отдали в итоге команде «Лунного Света». Что ты думаешь о таком неловком моменте, Дмитрий?

Дмитрий: Обидно, очень обидно!

W&S: Неубиваемый кирпич, Nokia 3310 снова в строю, всего за полсотни долларов. Правда, вглядевшиеся в неё говорят, что это китайский зомби: хлипкий корпус, цветной дисплей, камера появилась, да и «змейка» не та! Дмитрий, хотел бы реинкарнированный «кнопочник» себе?

Дмитрий: Ну 3310 у меня была когда-то, и не одна, но всё-таки всему своё время, и век 3310 он где-то там остался, в 99-м году. И я  бы не купил себе сегодня такую.

W&S: Футболист Александр Кокорин опять в центре внимания: на этот раз он попал не в ворота, а на встречную полосу. Посочувствуем неприятностям Александра или…?

Дмитрий: Ой, не знаю, даже не знаю, что и сказать тут.

W&S: Биткойн, виртуальные интернет-деньги, за которые люди почему-то выкладывают кровно заработанные, впервые стал дороже золота! С такими перспективами мы скоро услышим, что билеты на концерт стоят почти пол - биткойна, ужас! 36000 р.

Дмитрий: Я так понимаю что это валюта для сделок внутри сети, по рынкам и биржам – не интересуюсь. Бетховена знаю, биткойны – не моё.

W&S: Если посмотреть на такую сферу жизни, как спорт. Там есть такой момент – футбол 50-летней давности очень медленный, прыжки – ближе, и так далее. И вот мы читаем про виртуоза музыканта XVIII века. А может он не такой и виртуоз с современной точки зрения? Есть ли рост мастерства у современных скрипачей?

Дмитрий: Ну есть некоторые музыканты, которые считают, что дело в этом. Быстрее, динамичней, лучше. Но я считаю, что искусство оно субъективно, и его прелесть в том, что оно не может быть стандартизировано. Прелесть – когда оно абсолютно индивидуально, и оно первое и последнее. Следующее – оно другое. В этом и есть сила искусства, а не в том, кто быстрее. Мне кажется, они только мешают настоящему творчеству. Это не спорт, совсем не спорт.

W&S: Дмитрий, спасибо огромное за то, что нашёл время для нас, приходи к нам обязательно ещё!

В гостях у Week & Star был известный скрипач, замечательный музыкант, заслуженный артист России Дмитрий Коган

Европа Плюс
Больше Хитов! Больше Музыки!
Прямой эфир
Громкость
Другие станции
Европа Плюс
Перейти на сайт
Сейчас в эфире:
...
...
Другие станции
Основной эфир
Европа Плюс
 
 
Высокое качество
TOP 40
Европа Плюс / TOP 40
 
 
Party
Европа Плюс / Party
 
 
LIGHT
Европа Плюс / LIGHT
 
 
NEW
Европа Плюс / NEW
 
 
R&B
Европа Плюс / R&B
 
 
Акустика
Европа Плюс / Акустика
 
 
ResiDANCE
Европа Плюс / ResiDANCE
 
 
Основной эфир
Радио 7 на семи холмах
 
 
Высокое качество
Настроение любить
Радио 7 на семи холмах / Настроение любить
 
 
Настроение счастья
Радио 7 на семи холмах / Настроение счастья
 
 
Наедине с музыкой
Радио 7 на семи холмах / Наедине с музыкой
 
 
Основной эфир
Дорожное Радио
 
 
Высокое качество
Танцы по-русски
Дорожное Радио / Танцы по-русски
 
 
Рок-клуб
Дорожное Радио / Рок-клуб
 
 
Ностальгия
Дорожное Радио / Ностальгия
 
 
Основной эфир
Новое радио
 
 
Основной эфир
Ретро FM
 
 
Высокое качество
Ретро FM 70e
Ретро FM / Ретро FM 70e
 
 
Ретро FM 80e
Ретро FM / Ретро FM 80e
 
 
Ретро FM 90e
Ретро FM / Ретро FM 90e
 
 
Вечеринка Ретро FM
Ретро FM / Вечеринка Ретро FM
 
 
Ретро FM Сан-Ремо
Ретро FM / Ретро FM Сан-Ремо
 
 
Основной эфир
Спорт FM
 
 
Высокое качество
Основной эфир
Эльдорадио
 
 
Кекс
Дорожное Радио / Кекс
 
 
Свежее
Европа Плюс / Свежее