31 декабря `16, в 14:35
Интервью Week & Star c Бориславом Струлёвым

Интервью Week & Star c Бориславом Струлёвым

27 ноября к Week & Star пришел знаменитый виолончелист Борислав Струлёв. Александр Генерозов поговорил со своим гостем о том, что волнует Европу Плюс и ее слушателей больше всего, — о музыке! Также Александр выяснил у Борислава, каково выступать в нью-йоркском Карнеги Холле, работать с лучшими дирижерами мира и что Борислав Струлёв думает о современных музыкальных трендах.

Читай интервью на сайте прямо сейчас!

W&S: «Это классика», — говорим мы о чём-то скучном и каноничном. Классический — слово, которым сейчас обозначают дизайн, чтобы никого не обидеть. Наш гость играет на классическом инструменте, чаще всего — классическую музыку, но разве кто-то сможет его упрекнуть в скучности и академичности? Друзья, я с радостью и гордостью представлю нашего гостя — талантливый, весёлый, взрывной, темпераментный и невероятно смелый виолончелист Борислав Струлёв на Европе Плюс! Привет тебе, Борислав и привет всем-всем, кто с нами сейчас!

Борислав: Привет, друзья!

W&S: Конец ноября, самое жаркое время, какими премьерами готовишься нас порадовать?

Борислав: Как я счастлив быть у вас, на моей самой любимой радиостанции, и как я рад сообщить моим дорогим москвичам об уникальном проекте. 9 декабря я привожу в Москву, в Большой зал консерватории потрясающую венскую новогоднюю сказку, новогоднее чудо! Это братья, ансамбль Janoska, которые только что записали новый потрясающий диск. Это комбинация классики, Паганини встречает Майкла Джексона, это танго, это русские народные вместе с невероятным джазовым ремиксом.

W&S: Такой фьюжн?

Борислав: Фьюжн нон-стоп, я это услышал на своём фестивале в прошлом году и сказал — это нужно везти на концерты в Москву.

W&S: Потрясающе! Ты такой эмоциональный, взрывной. Ты всегда был таким?

Борислав: Артист должен иметь возможность быть и взрывным, но иногда и притормозить, чтобы заставить людей задуматься.

W&S: Вернёмся к классике, академичность нашей классической музыки немного вредит сама себе, отталкивает людей?

Борислав: Я виолончелист. У меня инструмент, про который папа всегда говорит ребёнку: «Ну, сынок, когда он перепилит, тогда и пойдём домой!» или «Чем отличается скрипка от виолончели? — Скрипка быстрее горит в камине!». Я и так могу сказать о своём любимом инструменте! Дело в том, что сейчас XXI век. Друзья, мне надоело всё время слушать стереотипы, что классика или виолончелист, или Бах — это неформат. Друзья, это наш единственный формат, чтобы выжить в этом мире. И оставить нашу духовность, любовь к Родине, любовь к великим композиторам. Чтобы соединить и любить нашу семью, потому что классическая музыка созидает, а не разрушает. И это опора всех других стилей.

W&S: Почему виолончель?

Борислав: Я из семьи музыкантов, я должен был стать музыкантом, так решили мои папа, мама, бабушки и дедушки. И вот, приходит момент выбора инструмента: школа музыкальная, но нет набора на наш любимый рояль, которых у нас в квартире два! Директор школы говорит: «Дорогой Борислав, мама Мариночка, у вас есть два варианта — скрипка и виолончель! А теперь, Бориславчик, подумай — выберешь ты скрипку, и будешь заниматься и играть всю жизнь стоя, а вот если виолончель, то будешь играть на стуле, сидя, отдыхая!». Я на него посмотрел, так и думаю: «Да, конечно же, виолончель и стул!». И именно этот инструмент больше всего приближен к вокализации, поэтому он и оказывается то в опере, то в театре, то в кино, то на рок-сцене. Иногда даже бывают коллаборации с известными рэперами.

W&S: Расскажи, пожалуйста, об инструменте, на котором ты играешь.

Борислав: У меня несколько инструментов. Кстати, недавно, могу открыть секрет, я играл на Антонио Страдивари стоимостью 8 миллионов долларов! Этот инструмент принадлежал великому виолончелисту Баржанскому.

W&S: В чем разница между старыми итальянскими и современными инструментами?

Борислав: Это секрет, о котором я тебе не скажу, секрет, который мне никто никогда не говорил. Это секреты, которые умерли со Страдивари, поэтому инструменты Стасова стоят энное количество денег, а Страдивари — 8 миллионов!

W&S: Пытаюсь представить твоё общение с клубными жителями и не могу нарисовать картину, включающую басы «до позвоночника», вейпинговый туман, диджей за пультом и вдруг — виолончель! Как это происходит в клубном формате?

Борислав: Это жизнь виолончели, которая практически не существует. Но я иду дальше и сейчас создаю шоу. Это большая сцена, музыкальный Дю Солей, летающие акробаты, цирковые внутренние номера, это сочетание электронной виолончели и специальных визуальных эффектов. Я несколько раз это пробовал на закрытых показах, я получал огромное удовольствие и теперь хочу показать это моим дорогим москвичам.

W&S: Диджей в клубе должен завести толпу, разогнать её, заставить танцевать! А в классической музыке надо уметь понимать образы, читать драматургию, вот это само по себе может быть увлекательным?

Борислав: Виолончель несёт в себе невероятную духовность и тон, сама по себе, если она смиксован с различными битами — lounge, deep-house — всё что крутится на Европе Плюс, то виолончель несёт уже сама по себе эту невероятную, элитную, богатую энергетику, которая держит внимание публики! А если ещё красивейшая мелодия профессионально сыграна, с красивым вибрато, с красивым звуком! Друзья, что же может быть лучше!

W&S: Поп-музыканты славятся причудливыми райдерами, а как классические на этот счёт?

Борислав: В зависимости от того, кто приглашает. Райдер вкатить мы тоже можем такой, что мало не покажется! Но есть ведь и просто определённые человеческие условия. Давайте начнём с того, что я летаю, и всегда покупаю билет и на виолончель! А если я летаю с двумя, то это три билета.

W&S: То есть они сидят? Они хорошо подходят по форме, да…

Борислав: Они сидят, и я могу получить и два завтрака, и два обеда, и два ланча! Люди смеются, но смеётся тот, кто смеётся последним. Потому что всегда можно заснуть на инструменте.

W&S: Время блиц-опроса: быстрые вопросы, а ответы — как получится! Поехали? Композитором себя не пробовал?

Борислав: Пробовал, пробую и буду!

W&S: А правда, что композитор — самая неблагодарная работа? Денег мало, на улице не узнают, и всё такое!

Борислав: И правда, и неправда! Смотря какой ты композитор и какое на тебе бремя. Есть известные композиторы, которые напишут две-три ноты в кино, ты даже не знаешь кто, а насвистываешь идёшь!

W&S: У тебя относительный или абсолютный музыкальный слух? И важно ли это по большому счёту?

Борислав: У меня относительно абсолютный слух для меня, и это очень важно! Есть много музыкантов, у которых вообще нет слуха, и они прекрасненько играют, потому что знают, где находятся ноты! Но слух должен быть не просто — где какая нота, а должен быть гармонически-симфоническим!

W&S: Кто из плеяды великих классических композиторов, по твоему предположению, быстрее всего «врубился» бы в электронную музыку, если бы он стал «попаданцем» в наше время?

Борислав: Антонио In Da House Вивальди! Первый номер бы пошёл! Полная попсуха! Всё ремиксы, лупы, хуки!

W&S: У скрипачей мозоль на шее, у гитаристов — на подушечках пальцев, а у виолончелистов есть профессиональные мозоли?

Борислав: Конечно! Во-первых, правое плечо, на котором я таскаю уже много лет этот набитый нотами чехол! Далее, гитаристы? Я прижимаю такие струны из титана, что гитаристам даже и не снится! Дальше, смычок, который мы держим, конский волос монгольский — палец упирается, тоже мозоли! Грудь, потому что упирается точка на виолончели, вес её и всё это кипит, вибрирует!

W&S: Самый знаменитый скрипичный мастер — Страдивари. А для виолончелистов он тоже № 1?

Борислав: Ну конечно, Страдивари обрезал виолончель и сделал такого размера, что все стали писать более сольные партии, появилось то звучание, которое до сих пор не изменено!

W&S: Какие цветы не стоит дарить музыкантам после концерта?

Борислав: Я считаю, что дарить нужно всегда, единственное, будьте осторожны, когда вы кидаете букет, а на розах не убраны шипы!

W&S: Куда отправимся на машине времени?

Борислав: Я бы просто колбасился: один день там, другой в будущее, один в 16-й век, другой в будущее, только бы ждал, когда аккумулятор заправится!

W&S: Вот музыкальная школа. Вместо будущих оваций слышны пытки гаммами и сольфеджио. Что с этим делать? И надо ли что-то делать?

Борислав: Пытки должны быть. Сольфеджио — ужас, но надо. Это всё, как чистить зубы. Это нужно просто как зарядка.

W&S: Елена: «Очень дорогие щипковые. Нужно ли сразу вкладываться в инструмент ценой с маленький новый автомобиль. А вдруг ребёнок повредит, потеряет?» Вот хороший вопрос!

Борислав: Очень хороший вопрос! Во-первых, есть аренда. Можно арендовать, и посмотреть, как ребёнок реагирует на инструмент. Сейчас очень много китайских довольно дешёвых инструментов, так что не надо сравнивать с машинами! И вот иметь эту красивую штучку дома, чтобы ребёночек трогал, создавал звуки, подходил, заботился, боялся. Это потрясающая игрушка, которая в перспективе может дать звук. Я помню первый день, когда принёс виолончель. Мартышка и очки! Я не мог ничего извлечь из этого инструмента, бегал, дёргал. Но это такой азарт, так было интересно! А когда мне не сказали, как держать смычок, как положить пальчики и издать звук, я понял, что кроме моего рта во мне есть ещё один голос, который исходит из меня! Но я ничего не говорю, а он исходит из двух дырочек, в виде эф, оказывается, я и через них могу разговаривать!

W&S: Вот музыкальная школа. Вместо будущих оваций слышны пытки гаммами и сольфеджио. Что с этим делать? И надо ли что-то делать?

Борислав: Пытки должны быть. Сольфеджио — ужас, но надо. Это всё, как чистить зубы. Это нужно просто как зарядка.

W&S: Елена: «Очень дорогие щипковые. Нужно ли сразу вкладываться в инструмент ценой с маленький новый автомобиль. А вдруг ребёнок повредит, потеряет?» Вот хороший вопрос!

Борислав: Очень хороший вопрос! Во-первых, есть аренда. Можно арендовать, и посмотреть, как ребёнок реагирует на инструмент. Сейчас очень много китайских довольно дешёвых инструментов, так что не надо сравнивать с машинами! И вот иметь эту красивую штучку дома, чтобы ребёночек трогал, создавал звуки, подходил, заботился, боялся. Это потрясающая игрушка, которая в перспективе может дать звук. Я помню первый день, когда принёс виолончель. Мартышка и очки! Я не мог ничего извлечь из этого инструмента, бегал, дёргал. Но это такой азарт, так было интересно! А когда мне не сказали, как держать смычок, как положить пальчики и издать звук, я понял, что кроме моего рта во мне есть ещё один голос, который исходит из меня! Но я ничего не говорю, а он исходит из двух дырочек, в виде эф, оказывается, я и через них могу разговаривать!

W&S: Олег: «Я считаю эффективными ТОЛЬКО частные уроки. Невозможно растить одного таланта и 10 бездарей». Может, есть доля правды в этом?

Борислав: Система обучения разная, и если стоит бездарь, а рядом гений и они друг друга дополняют, этот учится у него, тоже важно. Этого хвалят, а этого не хвалят, потом он может ненавидеть музыку, но где-то на концерте встретится, скажет: «Слушай, а мы же с тобой, кажется, в одной школе были? Жалко вот, что я тогда не занимался!» Или наоборот, придёт музыкант, скажет: «Как хорошо, что ты не занимался, ты уже банкир, а я всё играю на инструменте». Тут у каждого своя судьба! Но вообще, манера преподавания может быть любой! Главное, быть профессионалом!

W&S: Ты работал с Jay-Z, с брейкдансерами, c битбоксерами, это как выглядит, что это вообще такое?

Борислав: С битбоксерами — это просто отпад. Кенни Мухаммед — чемпион мира!

W&S: Ну, а разве они не зациклены сами на себе, битбоксеры?

Борислав: Он — нет! Это машина, такое понимание и Баха, и всего остального!

W&S: Есть ещё одни популяризаторы классики — уличные квартеты, трио и т. д. Профессиональные музыканты обвиняют их в профанации и монетизации большого искусства. Как ты относишься к ним?

Борислав: Я шёл по Камергерскому, где играли два виолончелиста, я остановился, подошёл, взял телефон и они же уже играли на стадионе вместе со мной, когда приехал Кенни Мухаммед и это был невероятный crossover, это наш ответ группе Two Cellos, два мальчика сербских, которые играют, им пишут переделанную музыку известных музыкантов, суперхиты.

W&S: Ну, а вот всё-таки у них не было какой-то уличной грубости, ведь наверняка сказывается, что они не в камерных залах работают?

Борислав: Ресторанные музыканты, уличные музыканты… Ты никогда не знаешь, на кого ты наткнёшься! Я тебе честно могу сказать. И иной раз сидишь в метро в три утра в Нью-Йорке, в Манхеттене на 42-й, и слушаешь такой вокал, или заходит и играет саксофонист такое соло, и ты думаешь: «Господи! Как бы мне найти смелость взять его телефон и пригласить на свой фестиваль!» Даже вот до такого доходит! Потому что есть люди, которые что-то пробуют, есть люди, которые виртуознейше владеют своим инструментом, но как-то прижимает вот жизнь или что-то такое.

W&S: Борислав, я вот думаю — люди могли никогда толком не слышать классической музыки, может составим такой небольшой костяк, который легче всего послушать неподготовленным людям?

Борислав: Пожалуйста! Это «Реквием» Моцарта, который любого человека должен ввести в экстаз! И погромче себе поставьте в наушники, закройте глаза и посмотрите на эту чистую бесконечную силу! Это, конечно же, органная музыка Баха, скачивайте, слушайте и получайте витамины D, которые можно получить с солнцем, а можно с органом! Это величайшие совершенно, красивейшие оперы Верди «Дон Карлос», божественной красоты музыка, симфонии Брамса! Тут столько вариантов, это как салат «Оливье», он может быть с сосиской, с курицей, с мясом, вегетарианский, но он же вкусный. Вы уж извините за такое сравнение, я просто обожаю салат «Оливье», и для меня это просто высшая кулинарная мера, по которой я сужу, поэтому, друзья — нет плохой музыки, есть только лишь какое-то неправильное понимание её, если вы её не чувствуете и не понимаете — подтянитесь! Спросите себя, а почему? Откройте и почитайте!

W&S: Я часто слышу, что классику надо слушать в состоянии покоя, на прекрасной технике, которая буквально переносит в зал! А живём-то мы в метро, в офисе, и единственный портал в мир звуков это наши вот эти крохотные наушники и плэйлист в смартфоне! Для танцевальной музыки это не помеха. А как быть с классикой?

Борислав: Я фанат наушников с функцией noise cancelling, которые отключают тебя от внешнего, и в этом и есть кайф, что ты стоишь в метро и проходят твои эти несколько минут от станции до станции, а ты с Моцартом и «Реквиемом», вау!

W&S: Возвращаясь к концерту Janoska, скажи, это всё-таки классическая музыка или что-то другое?

Борислав: Они создали свой новый стиль в классической музыке, базирующийся на классике, который в себя вобрал всё подряд, и нон-стопом идёт такой музыкальный Ниагарский водопад, это абсолютно новаторское виденье.

W&S: Чуть больше месяца до Нового Года и можно пожелать нашим слушателям того, что должно в следующем году у них случиться!

Борислав: Друзья, я хочу пожелать вам бесконечного совершенно счастья, гордости и здоровья и внимания, заботы! Пожалуйста, помогайте друг другу! Я обожаю Новый Год, это сказка, это красота, это ёлки, игрушки, это всё то, что мы передаём музыкой! Поэтому слушайте музыку, она вас будет делать веселее и помогать дожить до следующего, восемнадцатого!

Европа Плюс
Больше Хитов! Больше Музыки!
Прямой эфир
Громкость
Другие станции
Европа Плюс
Перейти на сайт
Сейчас в эфире:
...
...
Другие станции
Основной эфир
Европа Плюс
 
 
Высокое качество
TOP 40
Европа Плюс / TOP 40
 
 
Party
Европа Плюс / Party
 
 
LIGHT
Европа Плюс / LIGHT
 
 
NEW
Европа Плюс / NEW
 
 
R&B
Европа Плюс / R&B
 
 
Акустика
Европа Плюс / Акустика
 
 
ResiDANCE
Европа Плюс / ResiDANCE
 
 
Основной эфир
Радио 7 на семи холмах
 
 
Высокое качество
Настроение любить
Радио 7 на семи холмах / Настроение любить
 
 
Настроение счастья
Радио 7 на семи холмах / Настроение счастья
 
 
Наедине с музыкой
Радио 7 на семи холмах / Наедине с музыкой
 
 
Основной эфир
Дорожное Радио
 
 
Высокое качество
Танцы по-русски
Дорожное Радио / Танцы по-русски
 
 
Рок-клуб
Дорожное Радио / Рок-клуб
 
 
Ностальгия
Дорожное Радио / Ностальгия
 
 
Основной эфир
Новое радио
 
 
Основной эфир
Ретро FM
 
 
Высокое качество
Ретро FM 70e
Ретро FM / Ретро FM 70e
 
 
Ретро FM 80e
Ретро FM / Ретро FM 80e
 
 
Ретро FM 90e
Ретро FM / Ретро FM 90e
 
 
Вечеринка Ретро FM
Ретро FM / Вечеринка Ретро FM
 
 
Ретро FM Сан-Ремо
Ретро FM / Ретро FM Сан-Ремо
 
 
Основной эфир
Спорт FM
 
 
Высокое качество
Основной эфир
Эльдорадио
 
 
Кекс
Дорожное Радио / Кекс
 
 
Свежее
Европа Плюс / Свежее